AV1

AV1 — открытый стандарт сжатия видео, предназначенный для кодирования видео.

В последнее десятилетие наблюдается устойчивый и значительный рост веб-видеоприложений, включая услуги видео по запросу (VoD), потоковую передачу в реальном времени, конференц-связь и виртуальную реальность. Стоимость полосы пропускания и хранилища вызвала потребность в более эффективных методах сжатия видео. VP9 и HEVC, дебютировавшие в 2013 году, достигли на 50% более высокой производительности сжатия, чем предыдущий кодек H.264/AVC, и были быстро приняты в отрасли.

Поскольку спрос на высокопроизводительное сжатие видео продолжал расти, в 2015 году был сформирован Alliance for Open Media - консорциум для разработки открытых, бесплатных технологий для доставки мультимедиа. Его первый формат сжатия видео AV1, выпущенный в 2018 году, позволил примерно на 30% улучшить сжатие по сравнению с его предшественником VP9. Формат AV1 уже поддерживается многими веб-платформами, включая Android, Chrome, MicrosoftEdge и Firefox, и несколько поставщиков веб-видеоуслуг, включая YouTube, Netix, Vimeo и Bitmovin, начали развертывание потоковых сервисов AV1 в любом масштабе.

AOMedia Video 1 (AV1) является преемником VP9

Netflix впервые представил потоковую передачу AV1 на мобильные устройства Android в феврале 2020 года. YouTube предоставил 8K-стриминг в кодировке AV1 на телевизоры 8K в мае 2020 года.

Профили AV1

AV1 определяет профили и уровни, чтобы указать возможности декодера. В наличии есть 3 профиля, определяющие поддержку различных форматов дискретизации глубины цвета и цветности, а именно: Main, High и Professional. Возможности, необходимые для каждого профиля, перечислены в таблице ниже. Уровни определены для количественной оценки производительности декодера с точки зрения максимальной скорости передачи данных, максимального количества отсчетов на изображение и других характеристик. Декодер, поддерживающий данный уровень, должен быть способен обрабатывать все потоки битов, которые соответствуют спецификациям, предоставленным определением уровня. Чтобы учесть различные структуры кодирования и стратегии распределения скорости, которые могут быть использованы для создания потока битов, предоставляется модель декодера, описывающая буфер сглаживания, процесс декодирования, буферизацию кадров и процесс отображения, чтобы убедиться, что поток битов соответствует определениям уровня.

Профиль Глубина цвета Цветовая субдискретизация
8 10 12 4:0:0 4:2:0 4:2:2 4:4:4
Main + + + +
High + + + + +
Professional + + + + + + +